Кочедык, нож резак - инструменты для работы с берестой

Плетение из бересты, как и любое ручное производство, не обходится без инструментов. Инструменты для заготовки, обработки, плетения, росписи или резьбы по бересте обязательны должны присутствовать в мастерской. В этой статье рассматривается, чем пользуются мастера для изготовления изделий различной сложности. Среди них самые популярные и незаменимые: кочедык и нож резак. Эти и некоторые другие инструменты позволят ускорить производство и облегчить труд ремесленника.

Организация рабочего места мастера по работе с берестой

Прежде всего, рабочее место должно соответствовать санитарным и противопожарным нормам.

Необходимо хорошее освещение, желательно естественное, а в тёмное время суток - организованное люминесцентными лампами дневного освещения. Это позволит снизить нагрузку на глаза, потому что работа с берестой требует особого сосредоточения и усидчивости.

Крепкий и ровный стол должен быть на необходимом уровне (желательно с регулятором высоты) относительно пола, а кресло или стул выбирать стоит максимально удобные, чтобы позволяли откинуться на спинку для разгрузки позвоночника и спинных мышц. Рабочее место нужно устроить так, чтобы при работе не возникало необходимости сутулиться и тянуться к инструментам, а свет равномерно освещал рабочую поверхность.

Вблизи не должно быть открытых источников огня - помним, что береста очень легко воспламеняется и превосходно горит. При работе с необработанной берестой может возникать большое количество пыли, поэтому помещение должно хорошо проветриваться и/или иметь вытяжку. Некоторые работы определённо в своей квартире не сделать.

Неплохо бы оборудовать рабочее место креплениями для станка по нарезке лент, так как при протаскивании листа бересты важна неподвижность самого приспособления.

Это теория. На практике же обычные ремесленники могут совмещать плетение с некоторыми другими делами: вести лекцию, смотреть телевизор или продумывать макет нового изделия. И располагаются они при этом в привычных и не всегда специально оборудованных местах: в кресле на лоджии, складной табурет на приусадебном участке, диван в гостиной.

Рабочее место для работы с берестой

Я, к примеру, располагаюсь вполне успешно за столом перед своим компьютером, где тут же фотографирую каждый этап работы, делаю пометки в электронной записной книжке и прочее. В качестве освещения у меня выступает светильник с мощным холодным рассеянным светом.

С резьбой, конечно, такой свободы нет, а вот плести разные изделия мой отец умудрялся, сидя в седле послушного Серко - колхозного коня, который участвовал в "построении" двухсот голов крупного рогатого скота ежедневно в течение всего сезона. Ни конь, ни коровы от этого занятия, скажу я вам, не пострадали.

Все дело в том, что с опытом рядовые операции в плетении уже выполняются машинально и нет необходимости поддерживать внимание на этом процессе, и это самое внимание можно переключить на что-то ещё.

В итоге, самый ценный совет для организации рабочего места - удобное сидение, достаточное освещение и доступность инструментов. Это может себе позволить каждый начинающий ремесленник, а очистку бересты можно выполнить и на улице, в конце концов.

Инструменты для работы с берестой

Чем опытнее мастер, тем меньшим количеством инструментов он пользуется. Так, в берестоплетении можно обойтись одними лишь ножницами, но это только плетения касается, резьба же по бересте, роспись или изготовление туесов требует, чтобы в наличии мастера был целый набор инструментов и приспособлений. И, напротив, кочедык будет нужен только в плетении. Здесь не вижу смысла перечислять все эти многочисленные инструменты, так как на сайте нет обучающих статей про резьбу и изготовление туесов, появится - расширю описание.

Ножницы. Подойдут даже обычные хозяйственные ножницы среднего размера. Можно иметь пару ножниц: одни для нарезания полос, удобные при длительной работе, с длинными прямыми лезвиями; вторые для усечения лент при плетении, небольшие и лёгкие.

Необходимо обратить внимание на концы ножниц. Они должны легко отстригать ленту бересты, даже опершись в перпендикулярную поверхность, но при этом должны быть узкими и тонкими (но не острыми). Некоторые мастера затачивают концы ножниц по-своему, чтобы увеличить количество своеобразных функций. Так, ножницы могут заменить даже кочедык! (и отвёртку :) ), нож резак, конечно, они не заменят.

Шило. В распоряжении мастера, работающего с берестой, необходим инструмент разметки. Карандаш или шариковая ручка для бересты традиционно не используются. Шило должно быть притупленным и отшлифованным, чтобы не царапало бересту, а только тиснило, к тому же снизится вероятность повреждения драгоценных рук мастера. Некоторые мастера вполне обходятся концами правильно заточенных ножниц, поэтому необходимость в этом предмете у них отпадает. Другое дело резчики по бересте. В этом случае наносить рисунок ножницами неудобно. Кстати, некоторые функции шила может опять же заменить кочедык и наоборот (намётка пути или линии).

Шило легко изготавливается вручную при помощи гвоздя, вбитого в деревянную ручку и обточенного простым напильником. С приобретением данного инструмента тоже нет никаких проблем.

Нож. Различают несколько видов ножей: нож резак, нож косяк, нож мясника ). Ну последний вам понадобится не для плетения. А вот простой кухонный нож с закруглённым концом может пригодиться для очистки и расслоения бересты. Нож резак для нарезки бересты, нож косяк - для резьбы по бересте. Его функцию в некоторой степени может выполнять обычный канцелярский нож.

Скрепки для зажима бересты

Среди необходимых предметов могут оказаться скрепки и зажимы, которые не позволят сплетённым лентам расходиться. Так же иногда возникает необходимость в плоскогубцах или пинцете, чтобы протащить ленту в труднодоступном месте.

Для декорирования некоторых изделий могут потребоваться пробойники - это заточенные трубки различных диаметров, выполняющие роль дырокола. Позволяют создавать ровные отверстия в бересте для рисунка или другого вида декорирования.

В распоряжении мастера может быть станок, предложенный Ф.Ф. Трапезниковым для нарезки полос различной ширины, или шаблоны.

Кочедык

Кочедык - это инструмент мастеров по плетению из бересты, внешне напоминающий кривое шило или изогнутый плоский коготь, при помощи которого увеличивают щель между слоями ячеек плетёного изделия для облегчения продёргивания лент и увеличения плотности плетения. Может быть сделан из дерева, металла или кости. Плотность плетения повышается при затягивании лент. Гладкая поверхность этого инструмента так же позволяет распрямлять скрутившиеся ленты бересты, продёргивая их внатяжку с прижимом к кочедыку.

Кочедык несложно изготовить самостоятельно. В качестве материала можно использовать:

  • Дерево. Я уже описывал как создавать из дерева инструменты для глины. Здесь аналогичная ситуация: главное, чтобы древесина была плотных пород. Но в любом случае деревянный кочедык склонен к частым поломкам.
  • Пластик. Полимеры в нашей жизни повсюду. Я для себя открыл возможность изготовить кочедык из уголка, который применял при ремонте ванной комнаты. Белый пластик оказался достаточно плотным и поддающимся обработке в то же время. Чтобы увеличить плотность, я дополнительно обжёг его открытым огнём и застывающему пластику придал нужную форму. Потом слегка поправил абразивной бумагой. Получившийся кочедык успешно прошёл проверку при выполнении салфетки из бересты при прямом плетении. На изготовление такого кочедыка у меня ушло менее десяти минут, а запас материала остался на очень большой срок, что неоспоримо - очень выгодно.
  • Металл. В домашних условиях обработать металл достаточно сложно, но возможно. У себя я нашёл несколько кандидатов на кочедык. Это неизвестная пластина миллиметрового металла, заглушка от корпуса системного блока и даже рукоятка от щипчиков для обрезания ногтей (которую позже я сломал, пытаясь выгнуть форму, так как металл оказался слишком хрупким). Фотографии каждого кочедыка опубликую чуть позже, если они пройдут испытание временем.

Кочедык из пластика своими руками

Часть мастеров протирают ленты бересты очищенным растительным маслом, это позволяет легче протаскивать ленты при плетении и делает цвет бересты более насыщенным, при этом повышая водоотталкивающий эффект материала. Я категорически против такого способа, ибо считаю, что береста должна иметь родной мягкий матовый цвет. При этом на личном опыте убедился, что изделия могут оставлять неприятный жирный след после себя, а масло может способствовать дальнейшему почернению и образованию плесени.

Это далеко не все инструменты, используемые мастерами, а лишь самые распространённые. В следующих уроках изучим применение некоторых инструментов на практике, рассмотрим основы работы с берестой, изготовим некоторые наиболее показательные предметы.

Добавить комментарий