Открытая солонка из бересты

Открытая солонка из бересты - это, как правило, одно из первых изделий, которые изготавливают начинающие мастера способом косого плетения. Не будем нарушать эту добрую традицию.

Довольно интересно, что в Тотьме - на земле, где я вырос - существовал раньше развитый солеварный промысел. В нашей семье на кухне имелся берестяной стаканчик с белыми кристаллами соли. Осмелюсь предположить, что не только у нас.

На самом деле солонкой назывались подобные небольшие изделия из бересты, даже если они не предназначались для соли. Простая ёмкость применялась и для прочих сыпучих продуктов.

Косое или диагональное плетение из бересты

На первом занятии, где рассказывается об основных приёмах плетения из бересты, салфетка была выполнена способом прямого плетения, но большинство прочих мастер-классов по бересте посвящены именно косому плетению и это неспроста.

Диагональное плетение из бересты имеет ряд преимуществ. Одно из них в упрощённом формировании прямой кромки. Если на уроке по комбинированному плетению подставки под горячее вы не сумели это прочувствовать, есть шанс сделать это сейчас. В любом случае, познавать преимущества нужно в сравнении и на практике.

На данном уроке рассмотрим изготовление элементарной открытой солонки из бересты. Однако, при всей элементарности, плетение данного изделия не может обойтись без знания двух элементов: углы и прямая кромка. Освоение данных элементов при косом плетении из бересты и станет основной целью урока.

Представим себе итоговый результат: солонка должна иметь место применения в быту, то есть служить ёмкостью для соли, должна обладать устойчивостью и достаточной шириной, чтобы беспрепятственно позволять взять щедрую щепотку. У солонки будет ровная горизонтальная кромка по всему краю. Необходимо так же обеспечить плотность плетения, чтобы соль не высыпалась.

Образование углов

Не считаю нужным рассказывать сейчас о процессе набора коврика для солонки. Все подробности исчерпывающе содержатся в описании мастер-класса по плетению салфетки. Поэтому далее кратко пробежимся по некоторым особенностям этой работы.

Количество лент на каждую сторону коврика изделия (донце) должно быть кратно двум, то есть четно. В основе нашей солонки квадратный коврик. Количество и ширина лент произвольная и зависит от доступного материала.

При наборе коврика старайтесь максимально подгонять ленты друг к другу, не пренебрегайте скрепками - закрепляйте углы коврика на каждой итерации.

Выполнение углов проще всего выполнять навесу. Рекомендую расположить коврик в руках лицевой стороной бересты от себя, чтобы видеть "белую" сторону.

Вершина каждого угла будет находиться в середине края коврика, так как нам требуется круглая солонка с квадратным донцем. Для формирования прямоугольного донца вершины углов пришлось бы смещать.

Чтобы не запутаться в лентах, когда они начнут смещаться при образовании углов, нужно представить себе, за счёт чего будут образованы стенки солонки. В помощь себе можно пронумеровать концы лент.

Обратите внимание на коврик, угловые ячейки которого зажаты скрепками: если мысленно провести линию, соединяющую середину двух соседних граней коврика, то эта линия будет гранью донца будущей солонки, а все что за гранью, включая угол коврика со скрепкой, пойдёт на формирование стенок.

Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты 

Смоделировать формирование сосуда из коврика можно на примере квадратного листа бумаги, у которого равномерно загнуты углы. Такая модель позволяет определить части коврика, которые должны стать первоначальными стенками солонки.

Угол донца образуется двумя соседними лентами коврика. Если коврик шириной шесть лент, то для формирования угла требуется лента 3 и лента 4. Эти ленты накладываются друг на друга перпендикулярно и взаимно меняют направления.

Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты 

Следуя принципу плетения, нижняя полоска теперь должна быть сверху, а верхняя под ней. Далее к ним по тому же принципу приплетаются соседние полоски. Вершина стенки снова скрепляется. Такую операцию повторяют и для трёх оставшихся сторон. Когда все четыре угла готовы, отчётливо видно донце будущей солонки.

Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты 

Переплетая ленты между собой, вы получите замкнутую цилиндрическая поверхность. Высоту стенок солонки можно поднимать хоть на всю длину лент, но не рекомендую делать солонку высотой со стакан, чтобы не возникло трудностей, когда потребуется взять щепотку соли с самого дна.

Формирование прямой кромки

Когда определились с высотой изделия, можно приступать к образованию кромки солонки. На этом уроке рассмотрим только прямую кромку — она является самой простой и наиболее распространенной.

Я намеренно взял очень короткие ленты, чтобы создать себе дополнительные сложности и описать решение проблемы наращивания лент в отдельной статье. Обратите внимание на фотографии: длины некоторых лент явно недостаточно для плетения кромки.

Если длина лент вашего изделия позволяет, можно сделать высоту солонки в районе четырёх сантиметров, я свою решил сделать низкопрофильной - два сантиметра высотой.

Для начала формирования кромки выберите произвольную верхнюю ленту (не имеет упора, в ячейке находится сверху) и согните её, изменив направление на 90°. Затем её необходимо протащить под ближайшей поперечной ячейкой для закрепления.

Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты 

Первую ячейку, в которой произошёл загиб ленты для формирования кромки, будем называть начальной. Каждая ячейка на этом этапе содержит две взаимно перпендикулярные ленты (если не учитывать наращивание). Одну из этих лент мы уже загнули. Вторую требуется загнуть поверх первой в этой же начальной ячейке и проплести так же под ближайшей подходящей ячейкой.

В формировании прямой кромки косого плетения (в отличие от прямой кромки прямого плетения) пересекающиеся концы лент в ячейке загиба меняют своё направление на 90°, и каждый конец ленты идёт по направлении другой ленты в обратную сторону. В прямом плетении каждая лента направлялась поверх самой себя.

В какую сторону смотрит загнутый конец второй ленты в ячейке, в ту сторону проще вести дальнейшее формирование кромки. Отметим, что вся поверхность кромки будет сформирована этими вторыми лентами, потому как она всегда находится сверху первой ленты.

Завершение изделия

Теперь осталось только оплести солонку лицевым слоем бересты. В этом непростом занятии следует особое внимание уделить целостности лент и плотности плетения. Помните, что, пользуясь кочедыком можно значительно увеличить плотность плетения.

Выровнять кромку можно путём подтягивания кромка-образующих лент в нужных местах, помогая руками лентам лечь плотно и согнуться правильно. В моем случае это сделать затруднительно из-за наращённых лент, потому как при затягивании я могу их совсем выдернуть и придётся все начинать сначала.

Открытая солонка из бересты  Открытая солонка из бересты 

Если солонка изготовлена качественно, то даже мелкая соль из нее сыпаться не будет. Для достижения большей плотности изделия можно проплести еще один (или не один) слой сверху, но с более широкими лентами.

На одном из следующих мастер-классов мы совместно изготовим походную солонку с крышкой по технологии диагонального, а позже и прямого плетения .

Обратите внимание на простенький, но такой удачный, на мой взгляд, натюрморт с солонкой из бересты, фотографию которого я поместил в заголовок статьи. Надеюсь вам интересно и дальше видеть подобные зарисовки крестьянского быта. Прошу подбодрить меня в комментариях, если мастер-класс был вам полезен.

Добавить комментарий