Ваза из бересты

До сих пор в мастер-классах я применял только прямую кромку при завершении изделия, даже там, где явно напрашивалось что-то поинтереснее. Сегодня рассмотрим некоторые виды кромок, пригодные для изготовления вазы из бересты.

Виды кромок

Кромка - это край изделия, который предупреждает расслоение лент бересты, то есть служит для их закрепления и сохранения целостности изделия.

На предыдущих уроках применялась прямая кромка прямого или косого плетения. Эти два вида наиболее популярны и их комбинирование позволяет сформировать ещё несколько видов (подвидов) кромок:

  • "Зубчики"
  • "Острые лепестки"
  • "Трапециевидные лепестки" и прочие

Так уж получается, что все эти виды кромок свойственны только для изделий диагонального плетения, потому как прямое плетение само по себе более рыхлое и традиционно имеет низкую вариативность форм, в том числе форм кромок.

"Зубчики" выполняются предельно просто: каждая крайняя ячейка изделия заплетается по принципу угла салфетки прямого плетения. Для наглядности я сплёл очередную солонку, чтобы продемонстрировать результат.

Побочным эффектом "зубчиков" является все тот же пресловутый дефект расслоения, устранение которого в данном случае дело трудоёмкое. Не рекомендую использовать этот вид кромки для крупных утилитарных изделий.

"Острые лепестки" - дальнейшее развитие кромки "зубчиками". Здесь дефект расслоения очень заметен и нуждается в обязательном устранении. Кромка опять же применима для декоративных изделий.

"Трапециевидные лепестки" (на мой взгляд, скучные) - усечённый вариант "острых лепестков". Схематично я изобразил пару вариантов такой кромки на иллюстрации.

Кромка зубчиками  Схема видов кромок 

Зубчики и лепестки, разумеется, можно "разбавлять" прямой кромкой, получая более редкие выступы, но этот визуальный элемент на любителя, я же стараюсь его избегать.

Обособленно стоит "объёмная кромка косого плетения", главная особенность которой - плотный и очень симпатичный край изделия.

Вам уже известно, что ремесленники вплетали внутрь кромки различные "уплотнители" (например, коренья или лозу), что позволяло творению, особенно крупному, держать изначальную форму. Так вот, объёмная кромка позволяет достичь тех же результатов, но при помощи многочисленных рёбер жёсткости, введения дополнительной ленты.

И последний вариант кромки - ажурный край - наиболее симпатичный и крайне трудоёмкий, поэтому технологию его плетения я вынесу в отдельную статью.

Самым беспроигрышным вариантом для любого изделия, которое предполагается использовать в быту, является плетение прямой кромки. Остальные виды кромок - не более чем декор.

Плетение вазы из бересты

Ваза - некий высокий сосуд, декоративный элемент интерьера, чаще всего не имеет бытовой нагрузки. Реже широкие вазы применяются для выкладывания фруктов и сладостей на праздничный стол. Однако их удобнее называть "конфетницами", если говорить об изделиях из бересты.

Плетение вазы из бересты. Дополнительные углы  Плетение вазы из бересты. Дополнительные углы 

Количество лент для задуманной вазы совпадает с количеством лент для конфетницы из прошлого урока (24 полоски бересты). Более того, ваза будет сродни конфетнице по форме, за счёт такого же числа дополнительных углов и их горизонтального расположения, изменится только высота.

Итак, квадратное донышко со стороной в восемь лент. Первый ярус дополнительных углов на 3 полных клетки выше донца между его соседними углами. Симметрично второй ярус выше ещё на 2 клетки, то есть пять клеток над углами донца.

Плетение вазы из бересты. Дополнительные углы  Плетение вазы из бересты. Дополнительные углы 

Достаточной высотой я посчитал девять полных клеток над углом донца, в этой точке и будет вершина кромки.

Математические расчёты на этом не заканчиваются: в качестве кромки решено использовать "острые лепестки", что означает надо определить количество и размер.

Идеально, когда количество лепестков совпадает с количеством дополнительных углов - восемь. Имеется сорок восемь концов лент, то есть по шесть на один из восьми одинаковых лепестков.

Вершина каждого лепестка будет располагаться ровно над соответствующим дополнительным углом для соблюдения симметрии.

Лепесток здесь - равнобедренный прямоугольный треугольник. Края - катеты. Вершина - прямой угол.

Края каждого лепестка - прямая кромка прямого плетения, как я уже говорил, с обязательным устранением расслоения. Для этого нужен дополнительный внутренний слой бересты по краю кромки, чтобы перпендикулярные ленты сумели его захватить.

Плетение кромки вазы из бересты  Плетение кромки вазы из бересты 

На данном этапе требуется допустить нарушение принципа плетения и оставить пропуски в кромке. На следующем шаге нужно заплести все торчащие ленты, образуя лицевой наружный слой вазы.

Плетение кромки вазы из бересты  Плетение кромки вазы из бересты  Ваза из бересты 

Если длины изначальных лент недостаточно, чтобы оплести все изделие лицевым слоем, в ход смело можно пускать любые обрезки, подходящие по цвету, ширине и толщине - ваза декоративная и прочность её не является самым важным условием.

Осталось только вплести по каждому краю лепестков новые ленты, устраняя двойные клетки, которые образовались из-за устранения расслоения.

Узкие высокие вазы из бересты - вещь очень неустойчивая из-за малого веса и выпуклого дна. Даже цветы из бересты в такой вазе удержать сложно, если не пойти на хитрость.

А хитрость в том, что можно сплести оригинальную подставку, заодно изучив технологию плетения объёмного края.

Выполнение объёмного края

Демонстрацию объёмной кромки проще провести на самостоятельном изделии. Таким изделием в тысячный раз выступит солонка.

Для плетения стаканчика солонки выбрана береста из того же клубка, что и ваза. Ленты такой же ширины, размер коврика совпадает с размером коврика вазы.

Высоты солонки достаточно 2-3 полных клетки, но для объёмного края характерно правило: выше - проще.

Для начала следует разметить область края. Как и в случае кромки "зубчиками", требуется загнуть попарно ленты и закрепить их скрепками. Это поможет избежать путаницы и чрезмерного расслоения стаканчика в процессе.

Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки 

Дополнительная лента может быть предварительно согнута "в гармошку", но это необязательно. Далее каждый заготовленный "зубчик" переплетается с дополнительной лентой, дважды образуя угол. Пересечение лент фиксируется скрепкой.

Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки 

Можно выполнять плетение кромки по одному зубчику или участками, смотрите сами, как вам удобнее. Я беру участки по три вершины и пользуюсь соответственно тремя скрепками.

Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки 

Ленты между двумя зубчиками следует взаимно переплести и затем каждую из них пропустить под ближайшей перпендикулярной ячейкой стенки солонки, чтобы закрепить. Здесь очень большое внимание следует уделить равномерной плотности на всём участке.

Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки 

Выполняя каждый зубчик отдельно, вы постепенно замкнёте кромку. Края дополнительной ленты нужно состыковать на одной из ячеек кромки и обрезать. Дополнительно можно нижний край дополнительной ленты вплести в одну из подходящих ячеек стенки, чтобы укрепить место стыка.

Плетение объемной кромки  Плетение объемной кромки  Солонка с объемной кромкой 

В результате получится очень интересная кромка изделия и вы можете сразу оценить её прочность. Однако такой край плетётся с отступлением от принципа берестоплетения, потому как невозможно устранить двойные клетки, возникшие из-за введения дополнительной ленты.

Стоит отметить, что такие пропуски имеются ритмично по всему краю и их можно считать за некий "специальный" декоративные приём.

Получившееся изделие было бы прекрасной солонкой на обеденном столе, но у нас на неё отдельный замысел.

Модульное плетение

Дальше мы впервые затронем тему модульного плетения, которое заключается в объединение нескольких частей изделия.

В данном конкретном случае требуется скрепить дно солонки и дно вазы. Если приставить их угол к углу, грань к грани, то сразу заметно, что каждая клетка двух изделий совпадает. Для этого и были взяты ленты одинаковой ширины.

На донце любого из изделий вплетаются четыре дополнительных ленты около каждого из углов симметрично относительно центра.

Подставка для вазы из бересты  Подставка для вазы из бересты 

Торчащие концы лент нужно загнуть в противоположном направлении и проплести под соответствующими ячейками донца солонки с объёмным краем.

Постепенно затягивая конца всех четырёх лент, получится плотное соединение верхней и нижней части вазы. Концы лент аккуратно усекаются узкими ножницами или резаком, чтобы их было незаметно.

Получившаяся ваза имеет очень устойчивое основание и уже справится с довольно весомыми цветами. Форма изделия благодаря модульному плетению усложнилась, но стала симпатичнее и обрела очертания кубка.

В заключение могу сказать, что самостоятельное создание изделия такого уровня сложности можно считать выпускным экзаменом по берестоплетению.

Все дальнейшее изучение этого промысла будет базироваться на этих первых пяти уроках и является уже скорее оттачиванием мастерства, чем изучением нового. Хотя, думаю я найду чем еще удивить своего читателя. Буду рад увидеть ваши соображения на этот счёт в комментариях.

На этом у меня все, всем удачи и творческого вдохновения!

Добавить комментарий