Прямое плетение из бересты

Вы уже знакомились с прямым плетением из бересты, когда читали статью о плетении подставки под горячее. Настало время познакомиться с некоторыми аспектами создания ёмкостей.

Преимущества прямого плетения из бересты

В самом начале статьи хотелось бы перечислить особенности прямого плетения, с которыми вы неминуемо столкнётесь на практике.

  • При прямом плетении и прямой кромке каждая лента пойдёт поверх самой себя следующим слоем при загибке, что упрощает задачу плетения и повышает плотность из-за постоянства ширины поперечных ячеек, образованных ранее с участием этой же ленты.
  • Имеется возможность создавать предметы правильной прямоугольной формы.
  • Размер донца ёмкости соответствует размеру начального коврика.
  • Нечётное количество лент коврика не повлияет на формирование кромки.
  • Требуемая длина лент и размер будущего изделия легко предсказуемы и поддаются элементарному расчёту.

Все это положительные моменты, а недостатки прямого плетения будем отмечать по ходу дела. Плетение открытой солонки

Прямым плетением можно изготовить множество изделий и все они будут иметь общий порядок этапов плетения:

  1. Типовой набор коврика, произвольного по размерам и форме
  2. Плетение углов донца
  3. Набор стенок
  4. Формирование кромки
  5. Оплетение лицевым слоем

Этот список этапов характерен для простых ёмкостей (солонок, корзин, фруктовниц), по-другому плетутся только некоторые виды лаптей и различные нетрадиционные предметы.

Самая простая ёмкость небольшого размера опять же может служить и называться солонкой, и нет ничего более подходящего для знакомства с технологией прямого плетения. Поэтому давайте рассмотрим выполнение солонки прямым способом.

Набор коврика для прямой солонки  Плетение стенок прямой солонки 

Если с первым этапом все понятно, то на втором уже проявляется первая особенность прямого плетения: выполнение углов донца в руках довольно сложно и требует введения дополнительной ленты.

На помощь приходит смекалка: можно взять готовую коробку или склеить подходящую по размеру и поставить её на коврик. Тогда простой канцелярской резинкой или ниткой можно прикрепить концы лент коврика к данной коробке вертикально.

Предварительно каждый конец ленты рекомендуется согнуть в направлении предполагаемых стенок сосуда по самому краю коврика - это обеспечит должный уровень плотности плетения. Помните, что лицевая сторона бересты должна быть внутри ёмкости.

В данный момент углы солонки уже видны, но, если снять резинку - ленты вернутся в исходное положение. Для закрепления углов необходимо переплести пару дополнительных лент между вертикальными вокруг коробки.

Здесь наблюдается важная особенность: дополнительную ленту после переплетения на всех четырёх стенках солонки необходимо замкнуть, ещё раз проплетя её поверх себя под парой лычек. Плотность плетения здесь требуется максимально возможная, потому как позже подтянуть эту ленту уже невозможно.

По факту плетение углов плавно переходит в этап набора стенок ёмкости. Каждый последующий ряд заплетается аналогично первому и требуется также следить за соблюдением минимального просвета между лентами. Немного повысится прочность изделия, если начинать плетение каждой горизонтальной ленты с соседней стенки ёмкости по кругу.

Плетение стенок прямой солонки  Плетение стенок прямой солонки 
Плетение стенок прямой солонки  Плетение стенок прямой солонки 

Когда набрана достаточная высота стенок, резинку, а затем и коробку, необходимо изъять. Все возможные места расхождения лент требуется скрепить зажимами. Концы дополнительных горизонтальных лент нужно отрезать таким образом, чтобы они упирались в вертикальную полоску бересты снаружи и не торчали внутри изделия.

Прямая кромка прямого плетения, на мой взгляд, очень неприятная и рыхлая, как и само итоговое изделие. Но каково бы ни было моё мнение, доделывать солонку все равно надо.

Итак, первым делом выберите вертикальную ленту, которая выходит из-под последней горизонтальной полоски со внутренней стороны изделия. Теперь следует её загнуть и проплести под ближайшей поперечной ячейкой.

Теперь потребуется взять новую ленту и лицевым слоем наружу окольцевать верхний край новым слоем. Все вертикальные ленты нужно загнуть поверх этой дополнительной ленты, прижав её к краю.

Плетение прямой кромки  Плетение прямой кромки 

Свободный конец дополнительной кромка-образующей ленты требуется направить ещё одним слоем, но проплетая его под вертикальными загнутыми лентами через одну, следуя основному принципу берестоплетения.

Таким образом удаётся избежать расслоения кромки и увеличить её жёсткость.

На этапе формирования кромки уже начат процесс оплетения изделия лицевым слоем. Чтобы закрыть оставшиеся "белые" клетки, нужно заплести все концы вертикальных лент, наращивая их при необходимости, а затем ввести новые горизонтальные ленты.

Плетение прямой кромки  Плетение прямой кромки  Открытая солонка прямого плетения из бересты 

Получившаяся солонка, очевидно кубической формы, подтверждает тот факт, что изделия прямого плетения сохраняют прямые углы в отличие от косого плетения, стремящегося к округлению поверхностей.

Плетение закрытой солонки

Закрытая солонка прямого плетения будет иметь форму кубической бутылочки с горлышком. Для её выполнения нужно пройти все этапы прямого плетения до момента формирования кромки.

Плетение закрытой солонки из бересты  Плетение сужающего угла прямого плетения 

Дальше нужно выполнить плетение сужающих углов. Этот процесс очень похож на аналогичный при косом плетении из бересты: одна лента усекается, а поверх её пропускается вторая, количество рабочих лент и размер горловины сосуда стремительно уменьшается. Единственное отличие: располагать сужающие углы здесь придётся строго над углами донца.

Плетение сужающего угла прямого плетения  Плетение сужающего угла прямого плетения  Плетение сужающего угла прямого плетения 

Опять же, обрезать ленты нужно таким образом, чтобы никакая их часть не выпирала внутрь изделия, то есть имела упор на перпендикулярную ей лычку.

Плетение плечиков закрытой солонки  Плетение плечиков закрытой солонки 

Каждую ленту сужающих углов, которые не обрезаются, нужно проплести под двумя и более поперечными ячейками, чтобы плотно закрепить. Иначе велик риск получить рыхлое и ненадёжное изделие.

Неплохо бы, но необязательно, следить за количеством слоёв бересты в каждой ячейке солонки. Равномерность распределения слоёв скажется на качестве и красоте изделия лучшим образом. Вариативность расположения горлышка при плетении закрытой солонки из бересты прямым плетением ещё выше, чем при диагональном плетении. Если донце состоит из девяти клеток, то существует девять вариантов расположить горлышко размером в одну клетку. Размер горлышка может быть и другим.

Я люблю симметричное плетение и поэтому снова расположу горлышко ровно на средней ячейке верхней грани.

Плетение горлышка походной солонки  Плетение горлышка походной солонки  Плетение горлышка походной солонки 

Если все сделано правильно, сверху изделия останется дырка, размером с одну ячейку – именно здесь будет горлышко, высотой в одну полоску.

При формировании горлышка придётся отступить от принципа берестоплетения и сделать внутреннюю часть солонки в этом месте только из вертикальных лент. Для использования пробки и соблюдения максимальной плотности такой выход является вполне оправданным.

Проще всего сначала согнуть все четыре вертикальные ленты в нужных местах и проплести их по плечикам солонки. Так получились четыре петельки, в которые требуется вплести дополнительную ленту.

Эта горизонтальная лента для горлышка может быть сразу вплетена лицевым слоем наружу, потому что внутренняя часть все равно закрыта вертикальными полосками.

Плетение кромки горлышка походной солонки  Плетение кромки горлышка походной солонки 

Дополнительная лента горлышка заплетается вторым слоем уже с соблюдением принципа берестоплетения. Так кромка горлышка избежала и расслоения.

К тому же волокна вертикальных ячеек с каждой внутренней стороны направлены в соответствии движению вставляющейся и вынимающейся пробки, что предупреждает преждевременное разрушение солонки при частом использовании.

Формирование внешнего лицевого слоя  Формирование внешнего лицевого слоя  Закрытая солонка из бересты с пробкой 

Для оплетения лицевым слоем всего изделия требуется ввод еще дополнительных лент, пока вся солонка не будет иметь ровный однородный цвет и плотность.

К солонке плетётся крышка либо изготавливается деревянная пробка. Я выточил на скорую руку пробку из обрезка берёзового черенка, диаметром три сантиметра. Немного поработал резаком и абразивной бумагой, чтобы обеспечить достаточную плотность закрывания.

Заключение

Подведём итоги. Плетение прямым способом отличается от косого метода в первую очередь вводом большого количества дополнительных лент при образовании стенок и оплетении лицевым слоем. Косое плетение подразумевает использование лент донца для всего этого.

Ленты, как ни зажимай, часто расходятся, и заставляют постоянно следить за целостностью изделия. При косом плетении заготовка более плотная и цельная, отлично закрепляется малым количеством зажимов.

Образование кромки при косом плетении более разнообразно, чем при прямом способе.

Плюсом прямого плетения является чёткая прямоугольная форма изделия, когда при диагональном всегда стремится к округлению.

При вводе такого большого количества лент при прямом плетении очень сложно уследить за равномерностью распределения слоёв бересты по поверхности изделия.

Для себя я определился, что прямое плетение скучное и может быть заменено диагональным плетением в большинстве случаев.

Данная статья написана для ознакомления читателя с этой техникой и нуждается в обсуждении, что ещё можно сплести с применением такого вида работы с берестой. Прошу подключаться к обсуждению.

На этом у меня все, всем удачи и творческого вдохновения!

Добавить комментарий